На приходе храма в день праздника Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня была совершена литургия

14 августа на приходе храма преподобного Серафима Саровского, во вторник 12-й седмицы по Пятидесятнице, в день Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицев, день праздника Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня и в день начала Успенского поста, настоятель храма иерей Александр Орешин совершил Божественную литургию, по окончании которой был совершен водосвятный молебен. В завершении богослужения священник Александр обратился к прихожанам с пастырским словом, в котором он рассказал об истории возникновения праздника и о традиции в этот день освящать начатки нового урожая — мёд. Также священник Александр призвал всех молящихся в храме к молебному усердию во время поста и принесению посильной духовной жертвы Господу и ближнему.

14 августа Православная Церковь совершает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164), отмечает праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящого Креста Господнего и вспоминает семь ветхозаветных братьев-мучеников Маккавеев и их мать Соломию, которые погибли в 166 году до Рождества Христова за христианскую веру. Также в этот день начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Почему же в народе этот день называют именно Медовым Спасом?

«Медовый Спас» — это народное название. Это – первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. В древности в Византии, откуда к нам и пришло Православие, уже в это время созревали все фрукты и овощи и была опасность возникновения эпидемий, поэтому из храма Святой Софии выносили крест, который там хранился, и проносили его по всем улицам. Это было как предупреждение для людей — тщательнее соблюдать меры предосторожности. На Руси же праздник всегда был связан с освящением мёда, так как долгое время этот продукт считался одним из главных в рационе, других сладостей попросту не было. Кроме того, считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным.

Само название «Спас» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов. Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. На протяжении многих веков народ сохранил эти древние религиозные обряды.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Перейти к верхней панели